Ремесло и искусство
Saveskul

Ремесло и искусство

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03.09.2021

Когда-то мне попалась в руки тоненькая книжечка, написанная в 1923 году «Несколько слов о ремесле скульптора» Голубкиной Анны Семеновны. Я не смогла оторваться от книги, пока не прочитала ее до конца.  ней давались четкие рекомендации начинающим скульпторам о выборе глины, о каркасе.

Но самое главное было в другом, в чем-то неуловимом, что чувствует любой человек, занимающийся творчеством. А я твердо уверена, что творчество присутствует в жизни каждого человека, каждого профессионала, который любит свою работу и постоянно в ней совершенствуется.

Поэтому я очень хочу и вас познакомить с небольшими отрывками из этой книги. Уверена, вам понравится, вы найдете параллели со своей профессией и, возможно, на что-то посмотрите по-новому.

«Говорят, что художнику надо учиться всю жизнь. Это правда. Но учиться не пропорциям, конструкции и прочим вещам, которые относятся к искусству так же, как грамотность к писательству, а другому, настоящему искусству, где главное уже не изучение, а понимание и открытия, большие или малые, воплощенные в образы или нет»

«Чтобы перейти к этому настоящему искусству, надо хорошо изучить его ремесленную часть, которая очень проста, целиком поддается знанию и вычислению и преодолевается вниманием, усвоением порядка работы, сдержанностью и дисциплиной.»

Хороший дизайн тоже невозможен без твердой базы: профильного образования, насмотренности и опыта. Таланту нужно опираться на знания.

Об ошибках.

«Часто бывает, что даровитые люди приходят в отчаяние от своих работ, ясно видят, что сделано совершенно не то, не знают, как и когда утерян смысл работы и как выбраться опять на дорогу. Иногда даже и преподаватель не сможет указать ее, потому что миллион ошибок зацепились друг за друга, так что не осталось и точки отправления для корректуры.»

«Тут уже надо ставить вопрос не о том, что надо делать, а ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, чтобы не попадать в такие невылазные топи.

Такая запутанность неминуемо должна произойти с тем, кто не разбирает, что чем достигается в скульптуре, кто простые арифметические решения старается взять чувством и, наоборот, то, что берется чувством, сушит старательным обдумыванием и расчетливым копированием. И чрез это такие прекрасные двигатели, как чувство и ум, бесплодно утомляются на не свойственной им работе.»

Удивительная глубина. Ведь эти слова можно отнести не только к профессиональной деятельности, но и к жизни человека в целом. Часто человек может запутаться, наделать грубых ошибок, не зная простых правил, законов духовной жизни. Эти законы просты и неизменны на всем протяжении человеческой истории.


Ремесло и искусство 2021/09/ecad6824b9ce96d.jpg
АННА ГОЛУБКИНА В ПАРИЖЕ В 1898 ГОДУ